Сайт учителя начальных классов
МАОУ гимназии № 22
ЧУЖИНОВОЙ Натальи Анатольевны
 
 

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА. Психологический аспект.

3-4 класс

   Урок  во  всем  его многообразии и во всех разновидностях  - необычайно сложное  педагогическое  явление.  О сложности  его  можно судить хотя бы по тому,  что  за   последние  100   лет  одна   только  продолжительность  его варьировалась  от  80  до 30  минут!  Как получить  от  каждой минуты  урока максимальную   отдачу?  Над  этим   вопросом  постоянно   бьется  научная  и учительская  мысль.  Вполне естественно,  что единой  модели  для всех,  без исключения,  уроков  нет и быть не может. На уроках  математики, где решение упражнений чередуется с поисковой деятельностью при выполнении разноплановых самостоятельных  заданий, случается так,  что на  протяжении  двух  и  более недель учащиеся  не  получают  нового  учебного  материала -  идет отработка операционных навыков и осмысление связей между ранее изученными разделами. А вот  учителям  истории  почти  на  каждом  уроке  приходится  сообщать новые сведения, факты,  имена,  даты и т. д. Но  для всех уроков характерна  общая педагогическая проблема, точнее, беда.

      (Из материалов исследования В.Ф.Шаталова). 

      Из  6  уроков  один,  как   правило,  "немой"  (физкультура,  диктанты, самостоятельные, практические,  контрольные и лабораторные работы, киноуроки и пр.). Остается 5 уроков. Согласно инструкции,  ограничивающей время опроса на  уроке  15  минутами    она  никем пока  не отменена!),  это  75  минут разговорной речи.  Наблюдения показали, что во время устных ответов учащихся одну треть времени говорит учитель (вопросы, уточнения, замечания, обращения к классу). Таким образом,  на  долю  учащихся (ответы  и  комментарии к ним) остается  50  минут. Во  время  эвристической  беседы на каждом  уроке  дети говорят не  более 5 минут. При  закреплении нового материала активные ответы учащихся за весь рабочий день в школе занимают не более 80 минут. В типичном классе - 40 человек.

Итого: 2  минуты  в день на каждого ученика! (Если каждого сможет,  что невероятно, опросить учитель.) За долгие 6 уроков всего только  2 минуты для того, чтобы  рассказать  обо всем, что усвоено  накануне. Вдумаемся: 25 секунд в пересчете на каждый урок...  Стоит  ли после  этого удивляться, если дети,  страдающие дефектами речи, застенчивые  от природы или отставшие от  своих товарищей по каким-либо причинам, случается,  неделями  не произносят на уроках ни одного слова. А потом молчание незаметно становится привычкой и нормой отношения ко всему  происходящему  вокруг».

Есть ли в учебном процессе место для приобретения и совершенствования навыка говорения с использованием собственного словарного запаса? Возможно, ли создать в учебное время условия для приобретения навыка публичного выступления?

      Я готова поделиться с Вами собственным опытом и ответить на эти вопросы. В нашей школе существует программа по развитию речи на материале истории. Работают по ней учащиеся 3-4 классов. Темы для учащихся 3-х классов были предложены самими детьми.

  В основе тем историческая информация, носителями которой являются предметы материальной культуры («История школьных принадлежностей», «История письменности»,

 «От мечты к полёту», и т.д.). Темы уроков для 4-х классов сориентированы на «погружение» детей в историю древних цивилизаций (Месопотамии, Китая,  Индии, Доколумбовой Америки и т.д.)

      Основное место в содержании урока отведено говорению как способу развития речи младшего школьника.  *

      Говорящий контролирует каждый промежуточный этап этого процесса и его конечный продукт. Это осуществляется при помощи системы обратных связей, операций самоконтроля и самокоррек­ции, которые формируются у ребёнка одновременно с овладением речью.

      На уроках истории выделяются основные правила и этапы обучения:

1. Обучать говорению надо так, чтобы осознаваемой целью речевых высказываний учащихся было решение каких-то практических задач.  Следовательно, во всех звеньях учебного процесса говоре­ние учащихся должно быть ситуативным и коммуника­тивно-направленным.

2. Для формирования навыка развития речи надо прежде всего заложить в долговременную память обучающихся необходимое количество новых слов и понятий.

3. В формировании связных высказываний важную роль играет оперативная память. Значит, ее надо тре­нировать на всех этапах обучения. Уже в 3-м классе учащиеся должны упражняться в вос­приятии на слух и в устном воспроизведении сначала небольших, затем все более объёмных текстов.

4. Следующий этап трени­ровки — удержание в памяти в логической последова­тельности предложений, связанных одной темой, сначала с ис­пользованием опор (планов, ключевых слов, схем и тд.), а затем — без них. В 4-м классе тренировка речевой оперативной памяти осуществляется в различных выполняемых на слух упражнениях по формированию речевых навыков, а со­вершенствуется она при формировании устноречевых умений в ходе выполнения упражнений.

 

 

 

ЦЕЛЬ программы:

Сформировать у детей умение выстраивать монологическое и диалогическое высказывание.

Развитие непосредственности и верного самоощущения

Обретение практических навыков успешных публичных выступлений, эффективного общения, а также для проведения выступлений и презентаций на конкурсах.

Краткое содержание курса:

Техника речи;

постановка «речевого» дыхания: свобода и опора звучания голоса

структура высказывания;

подготовка и проведение публичного выступления;

польза и вред репетирования речи: чтение текста вслух, проговаривание про себя и вслух, запись на магнитофон, заучивание наизусть, комбинирование разных форм

виды и жанры речи;

самоощущение выступающего: методы и приемы преодоления страха и волнения;

приемы присвоения текста: приемы развития памяти, продуктивность и тренировка образной памяти, запоминание опорных слов, цифр, стихов;

вербальные и невербальные приемы установления контакта: роль жеста;

«круги внимания» и их связь с приемами привлечения и удерживания внимание слушателя;

И многое другое….

 

Приёмы работы:

«разминка» речи – технические упражнения на устранение дефектов произнесения звуков и постановку дыхания;

игровые упражнения  ситуации на отработку техники речи (дыхание, голосо-речевой тренинг, логика интонирования, правильное произношение)

отработка приёмов построения содержания и смысла речи;

игровые ситуации для отработки навыков эффективного общения в условиях, имитирующие публичные выступления.

 

Задачи – научить обучающихся:

готовить и проводить небольшие публичные выступления   (с элементами свободного говорения) по теме

грамотно и лаконично строить свои ответы по готовому вопросному, тезисному плану, а также с опорой на понятия или схему (номинативный план – список понятий, схема – может быть в виде рисунков и пиктограмм)

связно и логически - обосновано строить свою речь,

точно и полно излагать в устной форме свои мысли;

строить устные рассуждения (удерживая главную мысль) и делать обобщения;

контактировать с аудиторией, используя диалогическую форму общения;

точно воспринимать на слух отдельные факты, мысли и целые тексты.

 

Условия - обучающиеся должны овладеть:

уверенностью перед публичным выступлением;

выбирать способы способ преодоления волнения

подбирать средства общения с аудиторией

Особенности курса:

      Специально подобранные упражнения обеспечивают активизацию внимания, образного восприятия и памяти при подготовке к устным ответам.

Сформированные в ходе прохождения курса навыки и развитые способности позволяют ребенку быть эрудированным в общении, повышает общую культуру.

Важной особенностью также следует считать создание условий для стимулирования ситуации успеха, преодоление психологического барьера перед публичным выступлением.

Органичная связь программы курса с требованиями не только начальной школы, но и среднего звена облегчит восприятие курса истории в 5 классе, а так же других предметов.

 

Стратегия урока построена по принципу технологии РЧКМП (critical thinkin), разработанной в конце XX века в США (авторы: Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).  Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).

 

Стратегия урока

 

Стадия вызова

 

Деятельность учителя.

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Деятельность учащихся.

Ученик   "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Возможные приемы и методы.

список "известной информации", рассказ-предположение по ключевым словам, названию темы, вопросам к названию;
- верные и неверные утверждения;
- перепутанные логические цепочки и т.д.

- просмотровое чтение

 ***Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается в виде опорного плана, схемы, рисунка, обсуждается;  работа ведется индивидуально - в парах - группах.

 

Стадия осмысления

 

Деятельность учителя.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".

Деятельность учащихся.

 Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приемы и методы.

Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);

- запись ключевых слов, основных мыслей,

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы (поисковое, выборочное чтение)

Методы активного слушания:

- выделение главного в высказывании другого человека;

- составление вопросов разного типа;

*** Непосредственный контакт с новой информацией (сообщение –индивидуальное д/з, фильм, лекция, презентация - материал книжных изданий), работа ведется индивидуально или в парах

 

Стадия рефлексии

 

Деятельность учителя

Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации

 

Деятельность учащихся.

Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления

 

Возможные приемы и методы.

возврат к ключевым словам, основным мыслям, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы (простых и сложных);
- написание творческих работ (пятистишия - синквейны);
- исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

***Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работа ведется индивидуально - в парах - группах.

 

Тексту отводится приоритетная роль: его читают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, выделяют основную мысль, ключевые понятия и т.д.

Учащемуся надо освоить текст, перефразировать его (доступно для аудитории), выразить себя ясно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и выделять главное в выступлении другого человека. Роль учителя – в основном координирующая. Для отработки навыка работы с текстом используются упражнения технологии «ИнтеллекТ» (автор программы научный руководитель НОУ «Ломоносовская школа» д.п.н. М.А.Зиганов)

 

Виды работы – говорение

Воспроизведение списка информации: мыслей, мыслей с фактами, только фактов

Воспроизведение связных текстов

Полнота воспроизведения

Точность воспроизведения

Темп воспроизведения

Увеличение объема изложения

Построение устной речи в форме

рассуждения

изложения

повествования

описания

Использование логических операций в речи

Восстановление деформированной речи

Воспроизведение полного текста с опорой на

основные мысли абзацев текста

ключевые слова

с опорой на план

Оперативное создание устного текста с опорой на

понятия

тезисы

вопросы к тексту

графическую схему/карту/рисунок.

Замена синонимами максимального числа слов в прочитываемом вслух тексте.

Мысленное прогнозирование - добавление пропущенных слов в тексте при его прочтении вслух.

Представление образов из текста, подбор образных сравнений.

 

Виды работы – слушание

Восприятие понятий на слух.

Выделение мыслей из речи.

Мысленное прогнозирование.

Полное запоминание информации.

Точное запоминание информации.

Запоминание информации в темпе быстрой речи.

 

      Оценочная система образовательных результатов для данного курса была предложена и разработана совместно с психологом центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ»  Меркуловой Т.В. (руководитель профессор М.Р.Битянова)

 

 

 

 

 

 

Мониторинг образовательных результатов  3-4 классы

 

1.1. Умение подготовить и провести публичное выступление (с элементами свободного говорения) по теме

Индикаторы:

ученик начал выступление с вводных фраз (использовался ли «магнит» для установки контакта с аудиторией)

ученик использовал в своём выступлении заключительные фразы (суммирование содержания, цитаты, риторический вопрос)

дикция чёткая, тон голоса заинтересованный, темп речи нормальный

ученик контактировал с аудиторией (использовал диалоговую форму общения)

ученик использовал не заученный текст, а пользовался ключевыми фразами

присутствовала доходчивость изложения и краткость

во время выступления отсутствовали слова (жесты)-паразиты

в процессе выступления держится свободно, естественно

 

Высокий уровень (2 балла)

- в выступлении ребёнка присутствовали все позитивные характеристики или одна из перечисленных характеристик

Средний уровень (1 балл)

- в выступлении ребёнка отсутствовали (не проявились) от 2 до 3 позитивных характеристик

Низкий уровень (0 баллов)

 - в  выступлении ребёнка присутствовали 3 и менее позитивных характеристики или ребёнок не смог выступить перед аудиторией

 

1.2. Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи (подготовки публичного выступления)

Индикаторы:

Ученик способен без помощи взрослого, но с опорой на вспомогательную информацию составить план подготовки к своему выступлению

Ученик способен вносить коррективу в планы в зависимости от поставленной задачи.

 

Высокий уровень (2 балла)

- ученик при подготовке выступления продемонстрировал оба индикатора

Средний уровень (1 балл)

- ученик способен составить план, но не способен вносить корректировку в планы.

Низкий уровень (0 баллов)

 - ученик без помощи взрослого не знает как приготовить выступление – с чего начать и чем её завершить. При повторном задании вновь обращается за помощью к взрослому.

1.3.

Умение самостоятельно применить предложенные взрослым критерии для оценки учебной задачи.

Индикаторы:

Ученик при подготовке публичного выступления опирается на критерии, по которым будет оцениваться его сообщение

Ученик после сообщения способен оценить себя по предложенным критериям.

Ученик способен оценить выступление другого ребёнка по предложенным критериям и дать адекватную оценку.

Высокий уровень (2 балла)

- ученик самостоятельно применил все предложенные взрослым критерии для подготовки и оценки своего и чужого выступления

Средний уровень (1 балл)

- ученик с незначительной помощью взрослого применил критерии для оценки своего и чужого публичного выступления. Однако при подготовке выступления учёл не все критерии

Низкий уровень (0 баллов)

 - ученик без помощи взрослого не разобрался, на каком основании ему поставлена та или иная оценка, на какие критерии опирался эксперт. При подготовке к выступлению перечень критериев оценки ребёнком не учитывался.

 

1.4. Умение выделять главное в высказывании другого человека

Индикаторы:

 ученик объяснил смысл услышанного в высказывании другого человека

ученик ответил на вопрос, относительно основного содержания сообщения

ученик дополнил информацию по теме сообщения

Высокий уровень (2балла)

Ответ ученика был полным и точным относительно одного из описанных вариантов

 

Средний уровень (1 балл)

Ответ ребёнка содержал 1-2 небольших неточности, или была немного нарушена логическая последовательность

Низкий уровень (0 баллов)

В ответе был искажён смысл высказывания или ребёнок не смог ответить на вопрос

 

1.3. Умение задавать вопросы разного типа.

Индикаторы:

Ученик сформулировал к тексту проблемный (творческий, оценочный) вопрос, прямого ответа на который в самом тексте нет.

Ученик сформулировал к тексту фактический (описательный) вопрос, ответ на который содержится в самом тексте

Ученик сформулировал к тексту фактический вопрос, на который можно ответить «да» или «нет»

 

Высокий уровень (2 балла)

- ученик в течение периода наблюдения формулировал к текстам вопросы разных типов, доля проблемных, творческих и оценочных вопросов превышает количество фактических вопросов.

Средний уровень (1 балл)

- ученик в течение периода наблюдения формулировал к текстам вопросы преимущественно фактического характера, доля вопросов других типов невелика

Низкий уровень (0 баллов)

 - ученик в течение периода наблюдения формулировал к текстам фактические вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Или ребёнок испытывал трудности в формулировании вопросов и не справляется с этим заданием.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".