Современные образовательные технологии

Урок — «клеточка» педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М. Скаткин

С изменением задач изменяется и характер преподавания дисциплин. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем — «Чем учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенции.

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

Различия современного и традиционного уроков

ПризнакиТрадиционный урокСовременный урок
Цель урока Цель урока связана только с усвоением знаний и умений. Развитие и воспитание идет спонтанно, попутно с получением знаний Четкая целенаправленность урока на формирование качеств личности
Мотивация учения (цель-мотив-деятельность-результат)
Содер-жание урока Как можно больше разнообразной информации. Подробное изложение материала один раз Выделение главного (генерализация материала)
Многократная вариативная проработка главного
Сред-ства обуче-ния Максимальное количество разнообразных средств на уроке Учебный комплекс — минимум необходимого в сочетании
Мето-ды обуче-ния Ориентация на сообщение готовых знаний
Заучивание материала
Ориентация на среднего ученика
Слабая обратная связь
Контроль только со стороны учителя
Организация познавательной деятельности учащихся
Осмысление материала
Дифференцированный подход
Оперативная обратная связь
Само- и взаимоконтроль
Формы органи-зации обуче-ния Четкое разграничение форм обучения (урок, семинар, зачет) и этапов урока (проверка знаний, изложение материала, закрепление, задание на дом)
Преимущественно индивидуальная или фронтальная работа учащихся
Громоздкие домашние задания. Основная тяжесть проработки материала перенесена на домашнюю работу
«Гибридные» формы урока (урок-семинар, урок-зачет)
Взаимное проникновение этапов урока
Групповая или коллективная работа учащихся
Усвоение 80-90% учебного материала на уроке за счет его многократной и вариативной проработки

Любые образовательные концепции и системы требуют для своей реализации определенной системы действий. Если эта система достаточно вариативна и гибка, ее чаще всего называют методической, если же она задается в более или менее жесткой алгоритмической последовательности с расчетом на получение гарантированного результата, ее именуют технологией.

В каждой технологии обучения должны быть отражены следующие важнейшие особенности:

— наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;

— наличие строгой последовательности педагогических действий, ведущих от целей к результатам (алгоритм);

— наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;

— гарантия достижения результатов заданного уровня обучения, воспроизводимость этих результатов.

Только наличие всех указанных признаков позволяет утверждать, что мы имеем дело с настоящей технологией обучения. Если какие-то признаки отсутствуют, то перед нами не технология обучения, а методика более или менее близкая к технологии.

Для понимания сущности технологического подхода важно ввести различение между методиками традиционного обучения и технологиями обучения. Для этого сравним их по шести позициям.

Сравнение технологий обучения с традиционной практикой

Позиция для сравненияТрадиционная практика обученияТехнология обучения
Обязательно ли предварительное проектирование? Нет, поскольку учителю тема хорошо знакома, он проводил урок по данной теме уже много раз Да. Педагог, освоив технологию, может воспользоваться готовым проектом урока
На каких основаниях строится? На традиции, на интуиции педагога, на методе проб и ошибок, на личностных качествах На научных (в основе каждой из технологий обучения лежат одна или несколько научных теорий)
Возможности передачи и заимствования другими педагогами Ограничены Больше, поскольку наука универсальна и объективна
Способ целеполагания Через деятельность учителя или изучаемое содержание Через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока
Контроль Эпизодический (учащиеся опрашиваются по разным темам в разные дни) + итоговый «Встроенный» в процесс, обеспечивающий обратную связь: все учащиеся опрашиваются по всем учебным элементам
Гарантирует ли результат? Далеко не всегда Да. Если не так, то технология пока не освоена, или для ее применения нет соответствующих условий

Существует несколько классификаций технологий. Для осмысления сущности технологий и их различий удобной оказалась их дифференциация на предметно ориентированные (знаниевые, обучения) и личностно ориентированные (способностные, учения).

Технологии обучения можно классифицировать:

— по уровню применения: общепедагогические, частно-методические (предметные), локальные (модульные);

— по организационным формам: коллективный способ обучения, групповое обучение, индивидуализированное обучение и пр.;

— по доминирующему методу обучения: программированное обучение, модульное обучение, обучение на основе опорных схем-конспектов, игровое обучение и пр.;

— по характеру общения между учителем и учеником: технология сотрудничества, личностно-ориентированная и т.п.

Технологии обучения и критерии их отбора

КритерийТехнология
Обеспечение подготовки выпускников для поступления в вузы Модульная технология обучения, интегральная образовательная технология, технология поэтапного формирования умственных действий, технология полного усвоения, вузовская технология в школьном варианте
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности Обучение как исследование, проектное обучение
Обеспечение умений работать с информацией Информационные технологии на основе компьютера, телекоммуникационные технологии
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей Проблемное обучение, метакогнитивные дискуссии, герменевтические, семиотические, логические тренинги, технология педагогических мастерских
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей Кооперативное обучение, игровые технологии, технологии педагогических мастерских, коллективной мыследеятельности
Обеспечение внутренней мотивации учащихся на учебную деятельность Все личностно ориентированные технологии

Технологическая схема деловой игры

Этап подготовки Разработка игры — разработка сценария
— план деловой игры
— общее описание игры
— содержание инструктажа
— подготовка материального обеспечения
Ввод в игру — постановка проблемы, целей
— условия, инструктаж
— регламент, правила
— распределение ролей
— формирование групп
— консультация
Этап проведения Групповая работа над заданием — работа с источниками
— тренинг
— мозговой штурм
— работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия — выступления трупп
— защита результатов
— правила дискуссии
— работа экспертов
Этап анализа и обобщения — вывод из игры
— анализ, рефлексия
— оценка и самооценка работы
— выводы и обобщения
— рекомендации

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Основные пути совершенствования урока в современной школе

Педагогическая наука и школьная практика направляют свои усилия на поиски путей совершенствования урока. Основные направления следующие.

Усиление целенаправленности деятельности учителя и учащихся на уроке. Одна из важных задач учителя — мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Для этого необходимо спланировать каждый урок, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с поставленной целью.

Осуществление организационной четкости каждого урока от первой до последней минуты. Заранее на перемене готовятся необходимые для урока наглядные пособия, технические средства, ученические принадлежности, справочная и дополнительная литература, раскладывается все необходимое на каждое рабочее место. Также для этого, возможно, поставить перед учениками интересное задание, включающее их в работу с первой минуты урока. Вместо домашних заданий применяются различные способы фронтальной ускоренной проверки — тестовые письменные работы, программирование, перфокарты и др.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений. Также предусматривается самостоятельная работа учащихся с учебной и научной литературой, словарями, справочниками и энциклопедиями, таблицами, диаграммами, графиками, картами.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Целенаправленный выбор наилучшего варианта построения процесса, который обеспечивает за определенное время максимальную эффективность решения задач образования в данных конкретных условиях школы, определенного класса. Необходимо выбирать оптимальные варианты сочетания различных методов, приемов, средств обучения, ведущих кратчайшим путем к достижению целей урока.

Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда. Степень интенсивности учебного труда зависит от производительности использования каждой минуты урока, мастерства учителя, подготовки учащихся, организованности классного коллектива, наличия необходимого оборудования и рационального его размещения, правильного чередования труда и отдыха и т.п. В условиях интенсификации обучения учащиеся осваивают знания в основном на уроках, и отпадает необходимость заучивания дома материала. Вместо заучивания учащиеся получают возможность лучше его осмыслить и закрепить, выполнить творческие задания, вызывающие у них интерес, чувство интеллектуального удовлетворения от удачно выполненной работы.

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей. При переходе к новому материалу, ставятся задачи и вопросы для воспроизведения и последующей коррекции, опорных для усвоения нового материала знаний и практических навыков и умений. Эти знания получены учащимися в процессе обучения или на основе личных наблюдений, при изучении данного предмета или родственных дисциплин. Это могут быть представления, понятия, законы, формулы, числовые данные, создающие опору, фундамент для полноценного восприятия и понимания новых знаний. Но воспроизведение опорных знаний должно сопровождаться их совершенствованием: дополнением неполных, углублением поверхностных, расширением узких, исправлением ошибочных знаний. Внутрипредметные в межпредметные связи также осуществляются с целью достижения обобщения и систематизации широкого круга знаний. Межпредметные связи способствуют усвоению системы знаний об объектах, которые отдельными элементами изучаются по различным учебным дисциплинам.

Вернуться к началу страницы