Рекомендации по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов

В соответствии с п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа - документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Статья 28 Закона РФ «Об образовании» относит разработку примерных программ к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ: письмо Министерства образования и науки РФ № 06-1844 от 11 декабря 2006 г. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе»

ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании»

образовательная программа определяет:

  1. содержание   образования определенного уровня и направленности.

 

Структура  рабочей программы включает следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы. 

 

В пояснительной записке к рабочей программе следует раскрыть:

  1. Направленность дополнительной образовательной Программы;
  2. Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  3. Цель и задачи образовательной Программы;
  4. Отличительные особенности данной Программы от уже существующих Программ;
  5. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной Программы;
  6. Сроки   реализации Программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  7. Формы и режим занятий;
  8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  9. Формы     подведения     итогов    Программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

 

 

Учебно-тематический план  рабочей программы может содержать:

  1. Перечень разделов, тем;
  2. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

 

Содержание   программы

отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Методическое обеспечение программы:

  1. Обеспечение Программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  2. Рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  3. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика исследовательской работы и т.д.

 

Примерная программа является основой для создания рабочих программ и ориентиром при разработке авторских.

Рабочая программа- документ, созданный на основе примерной или авторской программы, с учетом целей и задач Образовательной программы учреждения и отражающий пути реализации содержания учебного предмета.

Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения.

Рабочие программы представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. План может быть представлен в виде таблицы (см. приложение 1). Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования (см. приложение 2).

В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по рубрикам «Ученик научиться/ученик может научиться».

При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания учитель в пояснительной записке указывается на основе, какой программы осуществляется деятельность, а поурочное планирование может быть приложено в виде ксерокопии с уточнением даты проведения уроков.

Приложение1  к письму от12.01.2006 № 01-10

 

Тематическое планирование


п./п
Наименование разделов и тем Всего часов Из них

Лабораторные и практические(тема)

Контрольные и диагностические материалы(тема)

Экскурсии

Примечание

I.

Название изучаемой темы №I

***часов

***час.

***час.

 

 

II.

Название изучаемой темы №II

 

 

 

 

 

III.

Название изучаемой темы №III

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

***часов

***час.

***час.

 

 

 

Поурочное планирование


п./п

Тема урока

Примечание

дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение2 к письму от12.01.2006 № 01-10

 

Календарно - тематический план


п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические(тема)

Контрольные и диагностические материалы(тема)

экскурсии

Примечание

I.

Название изучаемой темы №I

***часов

***час.

***час.

 

 

1.1

Тема урока 1

 

 

 

 

 

1.2

Тема урока 2

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

***часов

***час.

***час.

 

 

 

Приложение2 к письму от12.01.2006 № 01-10

 

Календарно - тематический план


п./п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические(тема)

Контрольные и диагностические материалы(тема)

экскурсии

Примечание

I.

Название изучаемой темы №I

***часов

***час.

***час.

 

 

1.1

Тема урока 1

 

 

 

 

 

1.2

Тема урока 2

 

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

 

Итого

***часов

***час.

***час.

 

 

 

урока  п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные понятия

Количество часов

Страницы учебника; рабочей тетради

Примечания

Формы контроля

1

01.09.

Вводный урок

Знакомство с учебником

Математика, учебник, тетрадь,

Форзац, страница,

лист учебника,

оглавление

1

5 – 9;

 

 

2 - 15

02.09 -23.09

Выделение свойств  (признаков) предметов. Сравнение предметов по разным признакам. Отношение равенства – неравенства при сравнении предметов по заданному признаку. Длина как представитель класса величин

Конкретно – практическая задача на подбор предмета (объекта ), обладающего необходимым свойством (признаком).

     Признаки (свойства) предметов: цвет, материал, форма. Непосредственное сравнение предметов по известным признакам. Словесная форма результата сравнения: одинаковые, такие же, разные, другие.

  Сравнение  предметов и геометрических фигур по длине.

   Отрезок как графическая модель величины.

    Отношения равенства, неравенства (больше, меньше) при  сравнении предметов по длине.

    Описание отношений  между величинами (длинами предметов) с помощью отрезков (схема). Подбор подходящих предметов с опорой на схему.

     Введение буквы  для обозначения длины. Знаки «=»,                             .   Описание отношений между длинами с помощью формул (буквенно-знаковая модель).  Письмо знаков и букв.

     Способы сравнения по длине предметов (равных или неравных). Различные способы изображения и описания отношений между величинами (длинами): копирующие рисунки, полоски бумаги, отрезки (схемы), буквы и знаки (формулы) словесные (короче – длиннее, выше – ниже, глубже – мельче, такой (такая) же, одинаковые.

      Периметр как длина границы плоской  геометрической фигуры. Сравнение предметов разных фигур с использованием ниток или проволоки

 

 

 

Признаки (свойства) предметов: цвет, материал, форма. Одинаковые, такие же, разные, другие фигуры.

Отрезок; графическая модель; равенства, неравенства; формулы;

 схемы;

короче – длиннее,

выше – ниже, глубже – мельче,

такой (такая) же, одинаковые.

Периметр

 

14

10 – 39;

 3 - 16

 

Фронтальный  устный контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа

 

 

урока  п/п

Даты

Тема

Основное содержание

Основные понятия

Количество часов

Страницы учебника

Примечания

Формы контроля

1

01.09.

Вводный урок

Знакомство с учебником

Математика, учебник, тетрадь,

Форзац, страница,

лист учебника,

оглавление

1

5-9

 

 

       Тема 1.             Выделение свойств  (признаков) предметов. Сравнение предметов по разным признакам. Отношение равенства – неравенства при сравнении предметов по заданному признаку. Длина как представитель класса величин (14 часов)

2

02.09

Конкретно – практическая задача на подбор предмета (объекта ), обладающего необходимым свойством (признаком).

 

Решение конкретно – практическая задач на подбор предмета (объекта ), обладающего необходимым свойством (признаком).

 

Признаки (свойства) предметов: цвет, материал, форма.

1

10 -11,

 Задания

 1 – 4 (учеб.);

1 – 3 (р.т.)

 

Фронтальный  устный контроль

 

3

03.09

Признаки (свойства) предметов: цвет, материал, форма.

 

 

Непосредственное сравнение предметов по известным признакам. Словесная форма результата сравнения: одинаковые, такие же, разные, другие. 

Одинаковые, такие же, разные, другие предметы, формы и т. д. 

1

12 – 14,

задания

5 – 9

(учеб.);

4 -5 (р.т.)

 

4

07.09

Сравнение  предметов и геометрических фигур по длине.

 

Словесная форма результата сравнения: одинаковые, такие же, разные, другие. 

1

14 – 15, задания

10 -1 (учеб.);

6 - 7 (р.т.)

 

 

5

08.09

Отрезок как графическая модель величины.

 

Использование отрезка как графической модели величины.

 

Отрезок; графическая модель.

 

1

16 -18, задания

1 - 4 (учеб.);

8-10 (р.т.)

 

 

6

09.09

Отношения равенства, неравенства (больше, меньше) при  сравнении предметов по длине.

Практические упражнения на сравнение предметов по длине.

 Равенства, неравенства; формулы;

 схемы;

1

18 – 20, задания

5 – 9

(учеб.);

11 – 13 (р.т.)

 

 

 

7-8

10.09,–

14.09

Описание отношений  между величинами (длинами предметов) с помощью отрезков (схема).

Практические упражнения на сравнение предметов по длине. Подбор подходящих предметов с опорой на схему.

 

  2

20 – 26,  задания

5 - 18(учеб.);

13-14 (р.т.)

 

 

9-10

15.09 – 16.09

Введение буквы  для обозначения длины. Знаки «=»,                             .  

Описание отношений между длинами с помощью формул (буквенно-знаковая модель).  Письмо знаков и букв.

 

Знаки «=»,                            

2

27 -  32,  задания

19 -28 (учеб.);

15- 16 (р.т.)

 

 

 

11-12

17.09,

21.09

Способы сравнения по длине предметов (равных или неравных).

Различные способы изображения и описания отношений между величинами (длинами): копирующие рисунки, полоски бумаги, отрезки (схемы), буквы и знаки (формулы) словесные (короче – длиннее, выше – ниже, глубже – мельче, такой (такая) же, одинаковые.

 

короче – длиннее, выше – ниже, глубже – мельче, такой (такая) же, одинаковые

 

2

30 – 36, задания

24 -33 (учеб.);

17 –18 (р.т.)

 

 

Проверочная работа

13-14

22.09 -

23.09

Периметр как длина границы плоской  геометрической фигуры.

Сравнение предметов разных фигур с использованием ниток или проволоки

Периметр

2

36 – 39,  задания

33 -35,

1 -5 (учеб.);

20 (р.т.)

 

 

 

 















 

 

 

Вернуться к началу страницы