Логопедическая служба гимназии

Советы логопеда родителям будущих первоклассников

Родителям следует обратить внимание на следующие показатели развития ребенка:

  1. Состояние фонематических процессов — умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять
  2. Состояние грамматического строя — cледует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).
  3. Состояние слоговой структуры слова — шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т. п.
  4. Состояние словарного запаса — следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
  5. Состояние связной речи — основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
  6. Если ребенок читает, чтение должно быть плавное, послоговое,  ребенок должен понимать прочитанное.

А также:

  • на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
  • состояние пространственных функций (умение определять «право — лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
  • неврологический статус (определяют специалисты)
  • коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
  • состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
  • мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
  • развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).
  • развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7–8 слов, предметов).
  • развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).
  • чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).
Вернуться к началу страницы